Игра в сети Интернет

Игра Го по Интернету сильно отличается по "ощущениям"" от игры на классической доске. Есть свои плюсы и минусы.
Основным достоинством Го-серверов является возможность играть с большим количеством игроков разной силы. Однако в этом кроется и недостаток. Постоянная игра на серверах притупляет чувство партнера, обезличивает игру и часто приводит к безответственному и бездумному стилю игры. При этом, как показала практика, такой игрок не может усиливать свою игру, а случайные теоретические выкладки могут даже и ослаблять его.
Для новичка важно не только играть как можно больше партий, но и проводить их анализ, иначе неправильные ходы могут стать нормой. Поэтому Интернет никогда не сможет заменить клуб, в котором можно сыграть действительно полноценную партию на достаточно большом контроле времени (на серверах традиционно играются быстрые партии, то есть в основном блицы; партия, на которую отводится менее 1 часа времени каждому, относится как раз к такой быстрой игре) или семинары и занятия с учителем. Однако, набравшись определенных знаний, вполне можно найти возможность отработать их на практике на игровом сервере.
Важно ограничивать себя по количеству партий в день. Это особенно важно на большой доске, на маленьких досках можно играть много больше. Только взвешенный и вдумчивый подход к своему обучению позволит Вам действительно чему-то научиться, а не потратить попусту время.

KGS (Kiseido Go Server) - http://gokgs.com

Сервер Kiseido - самый популярный сервер у российских игроков. Его название можно перевести с японского как "Путь Духа". В Русской комнате на KGS проводятся сеансы, турниры, учебные и демонстрационные партии, разбираются игры участников, организуются матчи с другими комнатами.
Чтобы подключиться к серверу KGS, необходимо, чтобы на компьютере было установлено Java Runtime Environment  (для Windows, Linux, Solaris и MaсOS всегда можно скачать здесь: http://java.com/en/download/manual.jsp). Кроме того, потребуется собственно программа-клиент - Cgoban. Дистрибутив Cgoban можно скачать со страницы http://www.gokgs.com/download.jsp. После его установки вы можете выбрать язык (по умолчанию - язык операционной системы), произвести настройку звука и других параметров.

Следующим шагом будет непосредственный вход на сервер. Запустив Cgoban, при первом входе введите свое имя (ник) и нажмите кнопку "Гость". Гости обладают теми же правами, что и зарегистрированные пользователи, за исключением того, что сыгранные ими партии не сохраняются на сервере. Однако большинство игроков предпочитают играть с постоянными посетителями сервера (пусть даже и низкого ранга), а не анонимными "гостями" с неизвестным уровнем игры. Для регистрации выберите опцию "Регистрация" в меню "Пользователь". После ввода e-mail и заполнения других необязательных полей вы получите по электронной почте пароль для выбранного вами логина. Не забудьте в течение суток посетить сервер, используя это имя и пароль, иначе все придется начинать заново (после соединения вы можете изменить свой пароль в меню "Пользователь", функция "Изменить личную информацию").
Подключившись, вы можете зайти в те или иные виртуальные комнаты на сервере. Наибольшей популярностью в мире пользуется Английская комната, а в России, естественно, Русская комната ("Комнаты" - "Список комнат" - "Главные"), в которой порой собирается более нескольких сотен игроков. Чем больше посетителей в комнате, тем меньше приходится ждать вызова на игру, если, конечно, не договариваться о партии заранее. Можно и не играть а просто наблюдать партии, идущие в той или иной комнате
KGS похож на уютный Го-клуб с разными помещениями и закоулками, по которому можно бесконечно бродить и удивляться. Как и в настоящем Го-клубе, вы можете сесть за свободную доску и ждать вызова, либо же самому вызвать того, кто ожидает партнера для игры. И, как и в настоящем Го-клубе, можно наблюдать партии других игроков, комментировать их в чате, анализировать и обсуждать на виртуальном гобане и просто общаться с друзьями.
Ниже будут коротко описаны основные возможности занятий Го на сервере KGS. Управление программой интуитивно просто, интерфейс русифицирован, поэтому мы не будем чрезмерно подробно описывать все возможные операции с меню CGoban.
Все игры играются в так называемых комнатах. В левой верхней части окна комнаты жирным шрифтом выделены активные вызовы на игру, другие идущие в комнате игры отображаются обычным шрифтом. В правой колонке - игроки, присутствующие в комнате. В обеих частях окна возможна сортировка по именам игроков или по их разряду. Вы можете послать приглашение на игру всем, кто находится в комнате, и ожидать их ответа, либо же самому ответить на чей-либо вызов. Кроме того, вы можете попросить другого игрока сыграть с вами, обратившись к нему через приватный чат, или же обратиться через чат ко всем присутствующим в комнате.
Кнопка "Новая партия" устанавливает время и правила игры, фора, и другие предпочтения. Отвечая на вызов, вы можете уточнять условия, пока не достигнете согласия со своим будущим противником. После загрузки окна партии вы можете говорить с партнером, печатая в строке чата. Эти высказывания будут сохранены на сервере вместе с SGF-файлом - записью партии.
Если по какой-то причине вам не удается доиграть партию, можно отложить. Правилом хорошего тона считается предупредить об этом оппонента. Отложенную партию можно возобновить при помощи одноименной кнопки, однако для этого на сервере должны присутствовать оба игрока.
Игра оканчивается после двух пасов подряд. После этого необходимо мышкой отметить обреченные камни. Сервер KGS отмечает пересечения, которые он считает территорией, точками черного или белого цвета. Когда у обоих игроков нет споров по статусу камней (говоря проще, не возникает разногласий в том, какие камни считать обреченными), оба должны нажать на кнопку "Закончить", после чего сервер объявит окончательный результат партии.
Крайне полезно после игры просмотреть ее при помощи встроенного SGF-редактора (меню "Опции", "Review game"), пусть даже и в быстром темпе, отмечая явные ошибки (неявные ошибки может отметить только игрок, который играет сильнее вас на несколько камней). К тому же это позволяет наглядно ответить на вопрос: "А что было бы, если пойти по-другому?". Японская пословица Го гласит: "У наблюдающего за игрой преимущество в восемь камней".
Законченная партия хранится на сервере KGS, откуда ее можно сохранить в виде в SGF-файла для последующего изучения.
При первом входе на сервер KGS в качестве зарегистрированного пользователя вы увидите, что после вашего имени появился знак вопроса. Этот знак означает, что серверу пока что неизвестен ваш уровень игры. Знак вопроса будет присутствовать, пока вы не сыграете первую партию. В зависимости от ее исхода и разряда вашего противника по окончании партии вы получите условный разряд со знаком вопроса. Например, если вы выиграете первую партию у игрока 21 кю, вы получите разряд, обозначающийся как [20k?]. После нескольких побед и поражений знак вопроса исчезнет, а через какое-то время станет доступен график так называемого рейтинга (правой кнопкой щелкнуть на своем имени, "Посмотреть информацию пользователя" - "Рейтинг").
Интересно рассмотреть системы контроля времени, применяемые на сервере KGS. Можно играть вообще без часов. Это подходит в случае дружеской партии или при неустойчивом соединении с сервером.
Противоположный вариант - абсолютное время, когда у каждого игрока имеется определенное время на всю партию, без каких-либо добавлений. Если время игрока истекает, ему засчитывается прогрыш.
Чтобы смягчить последствия жесткого лимита времени, используют такж называемую систему байоми. При этом каждому игроку в начале игры дается определенное количество времени (впрочем, в данном случае время может быть и нулевым). По истечении этого срока начинается отсчет байоми. Если установлено 5 периодов байоми по 30 секунд каждый, то игрок должен сделать свой ход в течение 30 секунд. Если он успевает, в его распоряжении по-прежнему остается 5 периодов байоми. Если же он просрочил ход и сделал его уже в начале следующего периода байоми, то у него останется только 4 периода байоми. Если он не делает ход даже во время последнего периода байоми (последний период обозначается SD), то ему засчитывается проигрыш по времени. Настройки отображения, отсчета и звукового сопровождения байоми выставляются в клиенте Cgoban.
Интересным и жестким видом контроля времени является канадское байоми. Как и в предыдущем случае, в начале партии у каждого игрока имеется определенный запас времени. По его истечении каждый игрок должен сделать определенное число ходов за определенное время (например, 20 ходов за 10 минут, что обозначается как 10/20). Если оба игрока успели сделать требуемое число ходов, отсчет байоми повторяется заново, и так до конца партии.
На KGS поддерживаются японские, китайские, американские и новозеландские правила Го. Впрочем, несмотря на формальные отличия этих правил, в 99% случаев результат партии оказывается идентичным, независимо от способа его подсчета.
В комнате рэнго ("Комнаты" - "Список комнат" - "Чат" - "Rengo Room") можно сыграть в парное Го. Четыре игрока делают ходы по очереди, двое за черных и двое за белых. Игра рэнго - уникальный способ обучения Го и искусству коммуникации с партнером.
До встречи в Русской комнате на KGS! 

по материалам сайта 19x19.ru